> Ваше текущее понимание работы психики вполне удовлетворительное, а то, что описано во второй части — от лукаваго.
Ну допустим, вторую часть можно ввести в поле первой. Пусть психика увеличивает сложность под влиянием новой информации из окружающего мира. Мир подбрасывает психике новые проблемы, проблемы дестабилизируют психику в том смысле, что их разрешению не соответствует ниодно из имеющихся программ-намерений. Психика реагирует и восстанавливает равновесие, наращивая сложность путем построения новых цепочек желание->логика->намерение. Или другой вариант - если новая информация приводит к парализующему противоречию в намерениях, психика может отказаться от усвоения новой информации. Это нормальный защитный механизм - лучше быть глупее, но живым, чем отразить весь мир, но тебя съедят, пока ты будешь разбиратсья с противоречивыми намерениями вместо того, чтобы убегать.
Для меня остается открытым вопрос - может ли психика таки самопроизвольно наращивать сложность?
Рискну сделать два предположения.
Во-первых, осознание собственной смертности всегда создает неразрешимый конфликт в психике. Смерть означает автоматическое невыполнение вообще любых базовых желаний (собственная важность, половой инстинкт и т.д.). Психика человека строит логическую цепочку, указывающую, что смерть неизбежна и пытается сформировать программы-намерения по устранению смерти. Последнее, очевидно невозможно. Тогда в действие вступают механизмы восстановления равновесия за счет генерации дополнительных элементов реальности. Это срабатывает, но не слишком хорошо. А механизм депрессии в данном случае контрпродуктивен, поскольку для уничтожения осознания смертности нужно деградировать до уровня 2-летнего ребенка. Т.е. получается, что осознание смертности - это конфликт в психике, который работает всю жизнь. Рискну предположить, что именно этот неустранимый конфликт является основным двигателем самопроизвольного усложнения психики. Почему именно осознание смерти, а не положительные желания типа секса или собственной важности? Потому, что положительные желания имеют свойство насыщаться и при насыщении стабилизировать поведение (удовольствие фиксирует текущее состояние психики). Напротив, негатиный страх смерти заставляет искать все новые и новые формы поведения, в надежде найти схему, позволяющую избежать смерти.
Второе предположение гуманистического характера. На первый взгляд, человек не сдвитенся с места без внешнего толчка. С другой стороны, если внешний точок не приходит, человек сам может сделать что-то, чтобы подставиться под такой толчок. Если человеку не хочется, делать что-то, подставляющее его под толчок, то он может сделать что-то, что возбудить в нем желание подставляться под точок и так далее до бесконечности. Т.е. получается, что на вопрос о том, будет психика конкретного человека двигаться вперед или нет невозможно ответить, точно так же, как невозможно предсказать движение в системе из нескольких планет. Система неустойчива и ее судьба кардинально менятеся даже при изменении одного квантового события в мозге или планете. Тогда что определяет судьбу психики? Скрытая закономерность, случайность или некий всеобщий принцип, суть которого находится за гранью возможностей для нашего понимания?
Я бы двумя руками проголосовал за скрытую закономерность, но квантовая механика не согласуется с таким предположением. "Истинная" случайность? Но "истинная случайность" - это скорее генерированный элемент реальности, предназначенный для гомеостаза психики, нежели понимание. Ну и так далее...
> Второй — гомеостаз собственно самой психики — это куда интереснее. Вы просто пока еще не поняли ( я рискну сделать такое предположение), что даже если при этом психика идет вразнос, все равно это происходит в рамках ее попыток достичь некоторых параметров в собственном состоянии, что может быть условно связано с гомеостазом.
Вроде бы я даже предположил что это за параметры: это состояние, в котором желания в любой ситуации порождают четкие намерения к действию, не противоречащие друг другу и не парализующие действие.
no subject
Date: 2010-08-27 08:43 am (UTC)Ну допустим, вторую часть можно ввести в поле первой. Пусть психика увеличивает сложность под влиянием новой информации из окружающего мира. Мир подбрасывает психике новые проблемы, проблемы дестабилизируют психику в том смысле, что их разрешению не соответствует ниодно из имеющихся программ-намерений. Психика реагирует и восстанавливает равновесие, наращивая сложность путем построения новых цепочек желание->логика->намерение.
Или другой вариант - если новая информация приводит к парализующему противоречию в намерениях, психика может отказаться от усвоения новой информации.
Это нормальный защитный механизм - лучше быть глупее, но живым, чем отразить весь мир, но тебя съедят, пока ты будешь разбиратсья с противоречивыми намерениями вместо того, чтобы убегать.
Для меня остается открытым вопрос - может ли психика таки самопроизвольно наращивать сложность?
Рискну сделать два предположения.
Во-первых, осознание собственной смертности всегда создает неразрешимый конфликт в психике. Смерть означает автоматическое невыполнение вообще любых базовых желаний (собственная важность, половой инстинкт и т.д.).
Психика человека строит логическую цепочку, указывающую, что смерть неизбежна и пытается сформировать программы-намерения по устранению смерти. Последнее, очевидно невозможно. Тогда в действие вступают механизмы восстановления равновесия за счет генерации дополнительных элементов реальности. Это срабатывает, но не слишком хорошо.
А механизм депрессии в данном случае контрпродуктивен, поскольку для уничтожения осознания смертности нужно деградировать до уровня 2-летнего ребенка.
Т.е. получается, что осознание смертности - это конфликт в психике, который работает всю жизнь.
Рискну предположить, что именно этот неустранимый конфликт является основным двигателем самопроизвольного усложнения психики.
Почему именно осознание смерти, а не положительные желания типа секса или собственной важности? Потому, что положительные желания имеют свойство насыщаться и при насыщении стабилизировать поведение (удовольствие фиксирует текущее состояние психики). Напротив, негатиный страх смерти заставляет искать все новые и новые формы поведения, в надежде найти схему, позволяющую избежать смерти.
Второе предположение гуманистического характера. На первый взгляд, человек не сдвитенся с места без внешнего толчка. С другой стороны, если внешний точок не приходит, человек сам может сделать что-то, чтобы подставиться под такой толчок. Если человеку не хочется, делать что-то, подставляющее его под толчок, то он может сделать что-то, что возбудить в нем желание подставляться под точок и так далее до бесконечности.
Т.е. получается, что на вопрос о том, будет психика конкретного человека двигаться вперед или нет невозможно ответить, точно так же, как невозможно предсказать движение в системе из нескольких планет. Система неустойчива и ее судьба кардинально менятеся даже при изменении одного квантового события в мозге или планете.
Тогда что определяет судьбу психики? Скрытая закономерность, случайность или некий всеобщий принцип, суть которого находится за гранью возможностей для нашего понимания?
Я бы двумя руками проголосовал за скрытую закономерность, но квантовая механика не согласуется с таким предположением. "Истинная" случайность? Но "истинная случайность" - это скорее генерированный элемент реальности, предназначенный для гомеостаза психики, нежели понимание.
Ну и так далее...
> Второй — гомеостаз собственно самой психики — это куда интереснее. Вы просто пока еще не поняли ( я рискну сделать такое предположение), что даже если при этом психика идет вразнос, все равно это происходит в рамках ее попыток достичь некоторых параметров в собственном состоянии, что может быть условно связано с гомеостазом.
Вроде бы я даже предположил что это за параметры: это состояние, в котором желания в любой ситуации порождают четкие намерения к действию, не противоречащие друг другу и не парализующие действие.